Я люблю музыку 60-х, 70-х, 80-x и немного нулевых (просто с периодом 90-х не так хорошо знаком). В эти декады выходило великое множество добротных шедевров, которые отлично передавали дух своей эпохи. И несмотря на то, что музыка, которая звучала в тот или иной период, сама по себе была разной, тем не менее в каждом из этих времён было что-то трогательное и цепляющее за душу. Однако со временем я стал отмечать: группы, которые были достаточно успешны в одну эпоху, переходя в другую, как правило, надолго не задерживались и через некоторое время всё-равно разваливались.
Почему так происходило? Думаю дело в том, что музыка — это величайшее искусство, которому на мой взгляд, по степени воздействия на человека, нет равных. Именно поэтому она не прощает обмана — слушатель моментально почувствует фальшь и сделает соответствующие выводы. А музыканту, получается, чтобы оставаться на плаву, приходится периодически подстраиваться под эти новые веяния, исполняя музыку, которая ему не по душе; но в таком режиме, как правило, удаётся выпустить только один или два альбома. Почему так мало? Скорее всего потому, что изменяя своему стилю, человек тем самым идет против себя и с каждым разом делает это вымученно, что и оказывает непосредственное влияние на создаваемую им музыку, на что конечно, в свою очередь, не могут не обратить внимание поклонники группы. Поэтому здесь только вопрос времени, как долго музыкант может обманывать самого себя и работать в таком режиме.
Что собственно сподвигло меня завести данный разговор? Выше я рассуждал о том, что музыка той или иной группы присуща тому времени, в котором она создавалась. И чтобы подтвердить или опровергнуть эту теорию, я решил на днях переслушать последние альбомы Coldplay.
В то время, в начале нулевых, первый их альбом «Parachutes» звучал достаточно свежо, — в меру наивно, в меру меланхолично, — в общем, ни отнять, ни прибавить. То же самое могу сказать и о последующих альбомах, каждый из которых был чем-то особенным для меня. Но вот закончилась очередная декада и в 2011 вышел «Mylo Xyloto», который вызвал у меня огромное разочарование. Там конечно была песня, напоминающая их раннее творчество, но на этом все. И да, я понимаю, что сложно от группы требовать того юношеского задора, который присутствовал в их раннем творчестве, однако мне решительно не понятно — почему тогда нельзя было закономерно развиваться и двигаться скажем в сторону прогрессива, отголоски которого можно было услышать в альбоме «Viva La Vida».
Однако, среди поклонников группы, были и почитатели альбома «Mylo Xyloto», в защиту которого говорили — «вы ничего не понимаете, группа просто не стоит на месте и развивается», «только вслушайтесь, какой это кайфовый альбом». Причем говорили об этом так рьяно, что я засомневался в своей оценке. И к слову, это совершенно нормальная история — сомневаться в чем-то и пытаться дать творчеству как минимум второй шанс. Что же, я же прослушал альбом 3 раза.
Более того, на этом альбоме знакомство с творчеством группы для меня не закончилось; в надежде, что музыканты выйдут на какой-то новый уровень или определятся с направлением, следующим альбомам команды я точно так же давал шанс. Однако наихудшие опасения, заключавшиеся в том, что группа продолжит развитие идей «Mylo Xyloto», оправдались.
Возможно мне возразят — «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». На что я отвечу — «да нет, вообще-то можно». Абсолютно верно, с музыкой этот фокус проходит. Взять хотя бы творчество группы «The Beatles», хиты которой популярны до сих пор; свидетельством этому являются огромные концертные залы, которые собирает Пол МакКартни. Как ему это удаётся и при чём тут спрашивается река? Да при том, что люди, которые выросли на этой музыке, услышав её спустя много лет, пробуждают в себе те самые дорогие им воспоминания, связанные с той или иной песней, и тем самым им удаётся войти в ту пресловутую реку дважды.